Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках литературы

Мир, в котором мы живём, всё чаще называют изменяющимся миром. И это справедливо. Процессы, которые происходят в обществе, захватывают социальные, культурные, образовательные и другие системы. Современный человек живёт в мире техники, мире духовно ограниченном, где приоритет общечеловеческих ценностей часто приносят в жертву практической пользе.

В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, осо­бенно литературы: зачастую книгу заменяет компью­тер. Чтение, особенно в школе, начинает воспри­ниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Почему это происходит? Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и отстала от времени. Методическая формула "рассказ о писа­теле — чтение произведения — обсуждение — сочине­ние" исчерпала себя. Обусловлено это самой реально­стью, способной дать молодому человеку не однолинейное, а объёмное представление о мире, поэтому за­дача преподавателя литературы состоит как раз в вы­работке новых средств работы с художественным тек­стом — чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, мно­гогранным, притягательным.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Она способствует формированию ключевых компетенций учащихся:

  1. коммуникативной – овладение учащимися всеми видами речевой деятельности (устной и письменной) в различных ситуациях; освоение и использование различных знаковых систем при изложении материала;
  2. информационной - освоение необходимых знаний по истории и теории литературы, знание текстов литературных произведений, умение осуществлять библиографический поиск и работать с различными источниками информации, работать с большими объёмами информации;
  3. учебно-познавательной – умение анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать и синтезировать, давать оценку фактам, прочитанным произведениям;
  4. организационной - умение сформулировать цель своей деятельности, спланировать деятельность, осуществить её; владение навыками самоконтроля и самооценки.

Метод проектов позволяет каждому ученику:

1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.

2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, преумножить знания о нем.

3. Продемонстрировать знания по предмету.

4. Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом, важно соблюсти несколько условий:

  •  Тематика может быть связана как с программными авторами и произведениями, так и с теми, которые не изучаются в школе и не предусмотрены программой, но могут оказать влияние на формирование личности учащегося.
  •  Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
  •  Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его способностей и подготовки.

Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем литературы, и, зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того, чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

• Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

• Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому первоначальный план в ходе исследований может корректироваться. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

• В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах или хотя бы как минимум вдвоём. Это особенно важно, например, при подборе фотографий, картин, музыки и другой работе подобного рода.

Работу по проектной методике можно начинать уже в 5 классе с небольших краткосрочных проектов. Это могут быть различные варианты – короткие доклады, иллюстративный материал, блок-схемы, таблицы. В 5 классе для проектов предлагаются темы, вызывающие наибольший интерес у учащихся – это сказки, басни; герои - животные в литературе.

 Так, например, в этом учебном году с 5-ми классами мы составляли сборники пословиц, загадок, поговорок и других жанров устного народного творчества.

Такой вид проектов формирует учебно-познавательные компетенции, информационные (развивает навык работы с информационными источниками).

Составляли блок-схемы по сказкам. Это систематизирует знания, способствует лучшему усвоению материала.

Также выполняли иллюстрации к произведениям, в частности к басням. Данный вид проекта развивает творческое мышление, раскрывает уровень креативности обучающихся.

Ребята создавали собственные сказки, басни, продолжения поэмы «Руслан и Людмила». Самым удавшимся сочинением я считаю «Басню рыбака» Комиссарова Андрея.

Был на рыбалке как-то я,

 Взял удочку с утра.

 И к речке узенькой тропой,

 Побрёл я, не спеша.

 Иду, и думаю себе,

 Что к заводи пойду.

 Чтоб пообщаться мог бы там,

 Я с мудрым пескарём.

 Пескарь, оно ведь как сейчас,

 Не рыба, так плотва.

 Но дольше всех живёт он там,

 Средь тины втихаря.

 А почему он дольше всех

 Живёт и не тужит?

 Да потому, что зря всегда,

 Он слов не говорит.

 Одни ведь как,- кричат всегда;

 Я больше всех, сильней.

 Но вот поймал его рыбак,

 Опять пескарь умней.

 Другой, зубастый просто жуть,

 Готов всех покусать.

 И не увидит он беду,

 Чтоб жизнь свою спасать.

 Другой, кричит на всех вокруг,

 И жизни учит вслух.

 А как беда придёт к нему,

 Лишь охает, как Пух.

 Ну а пескарь, упорный он,

 Идёт своей тропой.

 Не важно, что малой совсем,

 А важно, что с душой.

 Слова все эти он сказал,

 В тот разговор наш с ним.

 Сказал, что думать нужно всем,

 Главой, - а не другим.

 Мораль у басни сей проста,

 Ты рот не разевай.

 Сначала думай что сказать,

 И нужно ли болтать.

Данный вид работы формирует в первую очередь коммуникативные компетенции, видно, что обучающийся владеет различными видами речевой деятельности, способен представить свои знания и умения как в устной, так и в письменной форме.

Изучение нового раздела в литературе сопровождается небольшими докладами обучающихся на 5-6 минут. Эта работа обычно выполняется в парах. Способствует, во-первых, формированию учебно-познавательных компетенций, т.е. ребенок учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

У нынешних пятиклассников результативность проектной методики пока трудно оценить, но могу сказать, что вовлеченность обучающихся в подобную деятельность с каждым разом увеличивается.

Положительный результат данной методики работы хорошо заметен на старших классах.

Например, результаты сдачи экзамена по литературе в прошлых годах: 2007 год исследовательская работа Хорошевой Марии «Генеалогическое древо как фактор гениальности Л.Н. Толстого», 2010 год – Родненко Евгения «Притчевое начало в рассказах И.А. Куприна», Быкова О. – «Роль композиции и композиционных приемов в раскрытии характера главного героя новеллы «Гобсек» О. Бальзака», Хабибулина Юлия – «Метаметафора как способ раскрытия идейного замысла в рассказе Ф.Кафки «Превращение». Участие в школьных научно-практических конференциях: Краснова Ирина – «Музы С.Есенина» (2 место), Балина Мария – «Метафорические модели запахов в романе П. Зюскинда «Парфюмер» (1 место), участие Балиной Марии в городской конференции.

Таким образом, научно-исследовательская работа как одна из форм проектной методики позволяет формировать практически все ключевые компетенции обучающихся. Это и учебно-познавательные, и коммуникативные, и информационные.

Еще одним из методов совре­менного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий. Другими словами – это создание презентаций. Чаще всего обучающиеся составляют презентации, используя факты жизни и творчества писателей.

Результативность этих работ можно хорошо проследить, во-первых, по прошлому учебному году по предмету «Информационные технологии в предметах», на конец года общая успеваемость – 100 %, качественная – 83, 4 %. Во-вторых, по предмету литература: вы видите на таблице – процент качества либо где-то повышается, либо остается на том же уровне, что говорит о положительной динамике или стабильности, что тоже неплохо.

Кроме научно-исследовательских работ, презентаций, докладов, обучающиеся составляют блок-схемы по определенным разделам. Это способствует систематизации знаний, лучшему запоминанию, усвоению. В дальнейшем планируется вводить игровые проекты, театрализованные, работу в программе не только Microsoft Power Point, но и Microsoft Office Publisher, т.е. составление проектов в виде каких-то брошюр, газетных заметок и т.д.

Таким образом, метод проекта на уроках литературы способствует формированию практически всех ключевых компетенций обучающихся: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных, ценностно-смысловых. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны, рыться в справочной литературе и Интернете, искать фотографии и рисунки. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо знает теорию литературы, слабо владеет навыком анализа литературного произведения, может прекрасно владеть компьютером, рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах. Поэтому проектная деятельность позволяет каждому учащемуся проявить себя.