Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Информационные технологии на уроках литературы и русского языка

Мы живем в век бурного развития науки и техники, в связи с этим  увеличивается потребность в использовании на уроках компьютерных технологий. Навыками работы с компьютером, мультимедийной установкой и другой сопутствующей техникой должен обладать не только сам педагог, но и учащиеся, которых он обучает. Это будет возможно, если постепенно вводить в учебный процесс элементы компьютерных технологий посредством самих учащихся. Именно ученики должны разрабатывать данные этапы урока, но, конечно, под руководством учителя. Таким образом, с одной стороны, школьники смогут приобрести некоторые знания в области вычислительной техники, а с другой – развивать навык логического мышления.

На мой взгляд, составление презентаций в программе Microsoft Power Point и их представление - это один из часто применяемых элементов компьютерных технологий. Данный вид работы способствует развитию умения выделять главное из общего потока информации, систематизировать изучаемый материал, выступать перед публикой, гармонично сочетать оформление слайдов с представляемой информацией.

Такой вид работы использовался мною на уроке литературы при изучении Антуана де Сент-Экзюпери.

Выбор темы урока («Антуан де Сент-Экзюпери – человек, личность, писатель»)  обусловлен вниманием к проблеме нравственного воспитания в цикле гуманитарных дисциплин. В последние годы серьёзное внимание уделяется изучению зарубежной литературы, поэтому я считаю целесообразным рассмотреть творчество А. де Сент-Экзюпери.

Данный урок является первым по изучению философской сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Специфика урока заключается в том, что он носит вводный характер. Учащиеся как бы погружаются в эпоху писателя, сферу деятельности А. де Сент-Экзюпери, что способствует лучшему усвоению материала.

Погружение в нужную атмосферу стало возможным за счет умело выполненных презентаций учащимися. Во время предварительной подготовки учащиеся были разделены на 3 группы, каждая из которых подготовила по одной из предложенных тем («Человек», «Личность», «Писатель») презентацию под руководством учителя, подобрала иллюстративный материал.

Данный урок проходил в рамках личностно-деятельностной парадигмы образования. Именно поэтому все задачи и цель урока были выбраны для развития личности, формирования её ценностей через различные виды деятельности. Так, целью урока было на примере судьбы французского писателя А. де Сент-Экзюпери показать становление личности и способствовать формированию нравственных качеств у современных школьников. Задачи: 1) выявление жизненных позиций А. де Сент-Экзюпери как человека, писателя, личности (образовательная); 2) формирование межличностных отношений как аспект нравственного развития (воспитательная);  3) продолжение формирования умения работать в группах, самостоятельно добывать материал, синтезировать полученные знания (развивающая); 4) развитие письменной и устной речи учащихся (развивающая); В задачах был учтен дифференцированный подход к обучению школьников.

Для результативности обучения было выбрано чередование различных методов (словесных, наглядных, практических): исследовательский метод при подготовке презентаций (развивает самостоятельность, логическое мышление), беседа с элементами дискуссии по содержанию урока (развивает устную речь), иллюстрация – наглядный метод, практическая работа – сочинение синквейна (межпредметная связь, рефлексия, осознание). Данное сочетание методов обусловлено тем, что в классах находятся учащиеся с разными видами памяти (зрительная, слуховая), с разным уровнем обучаемости (низкий, высокий, средний), с разной скоростью утомляемости.

  В структуре всего урока присутствовал дифференцированный подход. Дифференциация присутствовала в предварительной подготовке к этому уроку: поиск и обработка материала, синтез готового материала, подготовка иллюстраций, защита презентаций; в обсуждении по содержанию урока; в написании синквейна; в индивидуальной помощи учителя.

Результативность усвоения знаний, умений, навыков проверялась 1) практической работой (синквейн); 2) беседой по содержанию урока; 3) конкурсом вопросов.

На данном уроке работа учащихся оценивалась за представленные презентации (группа получает ту оценку, которую получил их докладчик), за вопросы (за самый интересный, самый важный).

Во время групповой работы ребята заполняли оценочные листы (таблица из двух колонок -  +/- презентации), которые озвучивали после выступления докладчика. Такой вид работы обеспечивает деятельность всех учащихся, повышает их самооценку, значимость на уроке.

Была выбрана нетрадиционная форма урока в связи с переходом школ на профильное обучение (папка портфолио по изучению зарубежной литературы в школе).

Таким образом, сочетание традиционных методов обучения с новыми компьютерными технологиями позволяет значительно повысить интерес учащихся к изучаемому материалу, работоспособность на уроках и само качество образования.