Конспект урока по литературе "Антуан де Сент-Экзюпери – человек, личность, писатель"
Эпиграф: «Вот мой секрет. Он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» (А. де Сент-Экзюпери).
Цель: На примере судьбы французского писателя А. де Сент-Экзюпери показать становление личности и способствовать формированию нравственных качеств у современных школьников.
Задачи: 1. Выявление жизненных позиций А. де Сент-Экзюпери.
2. Формирование межличностных отношений как аспект нравственного развития.
3. Продолжение формирования умения работы в группах, самостоятельно добывать материал, синтезировать полученные знания.
4. Развитие письменной и устной речи учащихся.
Тип урока: Создание портфолио по писателю.
Место в системе уроков: 1-ый (вводный) урок по изучению философской сказки «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери.
Оборудование: Проектор, магнитофон, фотографии А. де Сент-Экзюпери, рисунки учащихся.
Тип организации урока: учащиеся сидят по группам (3 группы по 8-9 человек), на столах у каждой группы стоит своя опознавательная карточка («Человек», «Личность», «Писатель»).
Предварительная подготовка: учащиеся были разделены на 3 группы, каждая из которых подготовила по одной из предложенных тем («Человек», «Личность», «Писатель») доклад с презентацией под руководством учителя, подобрала иллюстративный материал. Время на подготовку докладов – 2 недели.
Для подготовки докладов был дан список литературы и электронные адреса онлайн-библиотек:
- Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. – М.: Просвещение, 1992.
- Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ.высш. и сред.пед.учеб.заведений. – М.: «Академия», 2001.
- Все герои произведений зарубежной литературы: школьная программа. Словарь – справочник. – М.: Олимп, 2003.
- http://booksonline.com.ua
- http://aldebaran.ru
Домашнее задание было дано заранее на два урока: 1) подготовить по группам доклады в формате мультимедиа. 2) обобщить материал, изученный на уроке, представить его в виде демонстрирующих блок-схем, слайдов, буклетов (на выбор); прочитать философскую сказку «Маленький принц».
Ход урока (40 минут)
Этап |
Микроцель этапа |
Методы, приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
Вид деятельности |
Содержание деятельности |
Вид деятельности |
Содержание деятельности |
|||||
I. Сообщение темы, эпиграфа и цели урока. 1 минута |
Установка на восприятие личности писателя. |
Слово учителя |
Сообщение темы и цели урока. |
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок хочется начать следующими словами: «Вот мой секрет. Он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Эти слова Антуана де Сент-Экзюпери являются эпиграфом к нашему уроку, в течение которого мы должны будем разгадать «секрет» писателя-лётчика и узнать, что же может увидеть только сердце. Урок этот имеет вводный характер. Он поможет нам на примере судьбы французского писателя А. де Сент-Экзюпери проследить становление личности. А теперь откройте ваши тетради, запишите число, тему урока и эпиграф, к которому мы вернемся еще раз чуть позже.
|
Запись темы, эпиграфа урока в тетради. |
Тема: Антуан де Сент-Экзюпери – человек, личность, писатель. Эпиграф: «Вот мой секрет. Он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» (А. де Сент-Экзюпери). |
||
II. Работа в группах. 12 минут |
Обменяться ранее подготовлен-ной информа-цией. |
Групповая работа. Выступление с опорой на мультиме-диа презентацию |
Оценка работы групп и отдельных учеников. |
Учитель оценивает работу учащихся: 1)оценки за вопросы. Вопросы будут оцениваться по двум номинациям: самый интересный вопрос, самый важный вопрос. 2)оценки за доклады (вся группа получает ту оценку, которую получил их докладчик). |
Ученики (по одному из каждой группы, вытянувшие жребий отвечать) выступают по очереди перед классом с заранее подготовленными докладами и презентациями. В это время 2 другие группы внимательно слушают, заполняют оценочные листы (+/- доклада) и по окончании ответа задают вопросы.
|
См. доклады учащихся.
|
||
Какой вопрос вы посчитали самым интересным? А какой вопрос самым важным по сегодняшней теме урока? |
Называют вопросы. |
Называют вопросы и аргументируют свою точку зрения. |
||||||
III. Беседа со всем классом по содержа-нию урока. 12 минут Проверить, как учащиеся усвоили полученную информацию из докладов; Проследить нравственную позицию А. де Сент-Экзюпери по следующей связи: человек → личность → писатель. Беседа, монологический ответ, слово учителя. |
Ведет беседу по вопросам. |
В.: Что маленького Тонио (Антуана) отличало от его братьев Жана и Франсуа? |
Ведут беседу с учителем, одноклассниками, высказывают свои точки зрения. |
О.: Он пробовал приручать кузнечиков, выкармливал птенцов ласточки смоченным в вине хлебом и рыдал над опустевшим мышиным домиком - свобода оказалась дороже ежедневной порции крошек. Маленький граф любил все, что его окружало, и все любили его. Он пропадал в поле, отправлялся в дальние походы вместе с лесником и думал, что так будет продолжаться вечно. |
||||
В.: Какие качества проявляются в детских поступках А. де Сент-Экзюпери? |
|
О.: Заботливый; с нежной, любящей душой; не даст в обиду тех, кто не может себя защитить; общительный, находит общий язык со всеми и всем, кто (что) его окружает.
|
||||||
В.: С самого детства он пытался найти своё предназначение в жизни: занимался животными, механикой, гипнозом. Испытав всё это, в какой же области он обрёл себя? |
|
О.: Он почувствовал себя по-настоящему счастливым, когда познакомился с директором авиакомпании Дидье Д. Именно он взял его к себе на работу. |
||||||
В.: Авиация – это профессия, где всё строится на полном доверии. Что же вам запомнилось в отношениях коллег к А. де Сент-Экзюпери? |
|
О.: Пилоты эскадрильи любили Сент-Экзюпери так же, как и все, кто с ним сталкивался. Они тряслись над ним, как нянька над ребенком, к самолету его постоянно сопровождал встревоженный эскорт. На него натягивают комбинезон, а он не отрывается от детектива, ему что-то говорят, а он, по-прежнему не выпуская из рук книжку, поднимается в самолет, захлопывает дверь кабины... И летчики молятся о том, чтобы он отложил ее хотя бы в воздухе. |
||||||
В.: В чем, по словам А. де Сент-Экзюпери, заключался труд пилота? |
|
О.: Труд пилота Сент-Экзюпери понимал как высокое служение, направленное на объединение людей. Для этой же цели летчик открывал и красоту мира Вселенной. |
||||||
В.: Как вы думаете, написание произведений – это было хобби для А. де Сент-Экзюпери или нечто большее?
|
|
О.: Конечно, большее, чем хобби. Его произведения - это не дневниковые записи, а нечто поучительное. Он писал их не для собственного удовольствия, а для людей, чтобы и они могли восхищаться красотой Вселенной.
|
||||||
В.: Как связаны между собой А. де Сент-Экзюпери – летчик и А. де Сент-Экзюпери – писатель?
|
|
О.: Прожив довольно короткую жизнь, он сумел состояться и как героическая личность, и как крупный писатель. Всё, что происходило с А. де Сент-Экзюпери – летчиком, всё отражено в произведениях А. де Сент-Экзюпери – писателя (т.е. профессия летчика отложила свой отпечаток на литературной деятельности).
|
||||||
Учитель подводит итог по вопросам учащихся. |
Таким образом, всё, что происходило в жизни А. де Сент-Экзюпери, не проходило бесследно. Профессия летчика научила А. де Сент-Экзюпери ценить то, что другие, порой, не видят: родной дом, хлеб, воду. А взаимоотношения в семье, с коллегами по работе наложили свой отпечаток на литературную деятельность. В произведениях пропагандирует вечные нравственные ценности: любовь к родине, людям, дружбу. А сейчас все то, что мы обсудили, запишем в тетрадь в виде схемы.
|
Учащиеся делают запись в тетради с помощью учителя. |
|
|||||
IV. Работа с эпиграфом. 3 минуты
|
Подвести итог обсуждения, опираясь на эпиграф. |
Монологи-ческий ответ. |
Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф. |
Теперь давайте еще раз обратимся к нашему эпиграфу: «Вот мой секрет. Он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Узнав А. де Сент-Экзюпери как человека, личность и писателя, скажите, что он хотел выразить этими словами? |
Учащиеся высказывают своё мнение. |
Чтобы быть «полноценным» человеком, надо быть развитым нравственно. Только слушая сердце, люди могут добиться этого развития. Глазами не увидишь души, а ведь именно в душе скрывается все самое важное – любовь, дружба, уважение… |
||
V. Написание синквейна. 6 минут |
Способство-вать нравственному развитию учащихся. |
Письменная творческая работа. |
Учитель напоминает учащимся правила написания синквейна. Включает спокойную мелодию. |
В качестве завершения урока вам предлагается написать синквейн. Напомню правила его написания: Синквейн – это стихотворение из 5 строк. 1-ая – Тема (1 слово, выраженное существительным), 2 –ая – описание (2 слова, выраженные прилагательными), 3 –я – действие (3 слова, выраженные глаголом), 4-я – собственное отношение (4 слова любых частей речи), 5-я – синоним к 4-ой строке (1 слово любой части речи). |
Учащиеся сочиняют и записывают в тетрадь синквейн. |
См. работы учащихся. |
||
VI. Прочтение синквейна. 5 минут |
Посмотреть, насколько результативно прошёл урок. |
Выразитель-ное чтение,
слово учителя. |
После того, как все (желающие) учащиеся прочитали свои синквейны, учитель читает свой. |
Человек – Настоящий, мудрый – Живет, мыслит, творит. Как удивителен его мир! Таинство… |
Учащиеся читают то, что у них получилось. |
Учащиеся читают то, что у них получилось. |
||
VII. Подведение итогов. 1 минута |
|
Слово учителя. |
Слово учителя. |
Спасибо! А урок мы закончим словами Льва Толстого: «Великие мысли исходят из сердца»! Подумайте об этом… Спасибо за урок! |
Учащиеся слушают учителя. |
Учащиеся слушают учителя. |