Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Конспект урока по литературе "Антуан де Сент-Экзюпери – человек, личность, писатель"

 

Эпиграф: «Вот мой секрет. Он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» (А. де Сент-Экзюпери).

 

 Цель: На примере судьбы французского писателя А. де Сент-Экзюпери показать становление личности и способствовать формированию нравственных качеств у современных школьников.

 

Задачи: 1. Выявление жизненных позиций А. де Сент-Экзюпери.

               2. Формирование межличностных отношений как аспект нравственного развития.

               3. Продолжение формирования умения работы в группах, самостоятельно добывать материал, синтезировать полученные знания.

               4. Развитие письменной и устной речи учащихся.

Тип урока: Создание портфолио по писателю.

 

Место в системе уроков: 1-ый (вводный)  урок по изучению философской сказки «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери.

 

Оборудование: Проектор, магнитофон, фотографии А. де Сент-Экзюпери, рисунки учащихся.

 

Тип организации урока: учащиеся сидят по группам (3 группы по 8-9 человек), на столах у каждой группы стоит своя опознавательная карточка («Человек», «Личность», «Писатель»).

 

Предварительная подготовка: учащиеся были разделены на 3 группы, каждая из которых подготовила по одной из предложенных тем («Человек», «Личность», «Писатель») доклад с презентацией под руководством учителя, подобрала иллюстративный материал. Время на подготовку докладов – 2 недели.

Для подготовки докладов был дан список литературы и электронные адреса онлайн-библиотек:

  1. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. – М.: Просвещение, 1992.
  2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ.высш. и сред.пед.учеб.заведений. – М.: «Академия», 2001.
  3. Все герои произведений зарубежной литературы: школьная программа. Словарь – справочник. – М.: Олимп, 2003.
  4. http://booksonline.com.ua
  5. http://aldebaran.ru

 

Домашнее задание было дано заранее на два урока: 1) подготовить по группам доклады в формате мультимедиа. 2) обобщить материал, изученный на уроке, представить его в виде демонстрирующих блок-схем, слайдов, буклетов (на выбор); прочитать философскую сказку «Маленький принц».


Ход урока (40 минут)

 

Этап

Микроцель этапа

Методы, приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид деятельности

Содержание деятельности

Вид деятельности

Содержание деятельности

I. Сообщение темы, эпиграфа и цели урока.

1 минута

Установка на восприятие личности писателя.

Слово учителя

Сообщение темы и цели урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок хочется начать следующими словами: «Вот мой секрет. Он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Эти слова Антуана де Сент-Экзюпери  являются эпиграфом к нашему уроку, в течение которого мы должны будем разгадать «секрет»  писателя-лётчика и узнать, что же может увидеть только сердце.  Урок этот имеет вводный характер. Он поможет нам на примере судьбы французского писателя А. де Сент-Экзюпери проследить становление личности.  А теперь откройте ваши тетради, запишите число, тему урока и эпиграф, к которому мы вернемся еще раз чуть позже.

 

Запись темы, эпиграфа урока в тетради.

Тема: Антуан де Сент-Экзюпери – человек, личность, писатель.

Эпиграф: «Вот мой секрет. Он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» (А. де Сент-Экзюпери).

II. Работа в группах.

12 минут

Обменяться ранее подготовлен-ной информа-цией.

Групповая работа.

Выступление с опорой на мультиме-диа презентацию

Оценка работы групп и отдельных учеников.

Учитель оценивает работу учащихся: 1)оценки за вопросы.  Вопросы будут оцениваться по двум номинациям: самый интересный вопрос, самый важный вопрос. 2)оценки за доклады (вся группа получает ту оценку, которую получил их докладчик).

Ученики (по одному из каждой группы, вытянувшие жребий отвечать) выступают по очереди перед классом с заранее подготовленными докладами и презентациями. В это время 2 другие группы  внимательно слушают,  заполняют оценочные листы (+/- доклада) и по окончании ответа задают вопросы.

 

 

 

См. доклады учащихся.

 

 

Какой вопрос вы посчитали самым интересным?

А какой вопрос самым важным по сегодняшней теме урока?

Называют вопросы.

Называют вопросы и аргументируют свою точку зрения.

III. Беседа со всем классом по содержа-нию урока.

12 минут

Проверить, как учащиеся усвоили полученную информацию из докладов;

Проследить нравственную позицию А. де Сент-Экзюпери по следующей связи: человек → личность → писатель.

Беседа,

монологический ответ, слово учителя.

Ведет беседу по вопросам.

В.: Что маленького Тонио (Антуана) отличало от его братьев Жана и Франсуа?

Ведут беседу с учителем, одноклассниками, высказывают свои точки зрения.

О.: Он пробовал приручать кузнечиков, выкармливал птенцов ласточки смоченным в вине хлебом и рыдал над опустевшим мышиным домиком - свобода оказалась дороже ежедневной порции крошек.

Маленький граф любил все, что его окружало, и все любили его. Он пропадал в поле, отправлялся в дальние походы вместе с лесником и думал, что так будет продолжаться вечно.

В.: Какие качества проявляются  в   детских поступках  А. де Сент-Экзюпери?

 

О.:  Заботливый; с нежной, любящей душой; не даст в обиду тех, кто не может себя защитить; общительный, находит общий язык со всеми и всем, кто (что) его окружает.

 

В.: С самого детства он пытался найти своё предназначение в жизни: занимался животными, механикой, гипнозом. Испытав всё это, в какой же области он обрёл себя?

 

О.: Он почувствовал себя по-настоящему счастливым, когда познакомился с директором авиакомпании Дидье Д. Именно он взял его к себе на работу.

В.: Авиация – это профессия, где всё строится на полном доверии. Что же вам запомнилось в отношениях коллег к  А. де Сент-Экзюпери?

 

О.: Пилоты эскадрильи любили Сент-Экзюпери так же, как и все, кто с ним сталкивался. Они тряслись над ним, как нянька над ребенком, к самолету его постоянно сопровождал встревоженный эскорт. На него натягивают комбинезон, а он не отрывается от детектива, ему что-то говорят, а он, по-прежнему не выпуская из рук книжку, поднимается в самолет, захлопывает дверь кабины... И летчики молятся о том, чтобы он отложил ее хотя бы в воздухе.

В.: В чем, по словам А. де Сент-Экзюпери, заключался труд пилота?

 

О.: Труд пилота Сент-Экзюпери понимал как высокое служение, направленное на объединение людей. Для этой же цели летчик открывал  и  красоту мира Вселенной.

В.: Как вы думаете, написание произведений – это было хобби  для А. де Сент-Экзюпери или нечто большее?

 

 

О.: Конечно, большее, чем хобби. Его произведения  - это не дневниковые записи, а нечто поучительное. Он писал их не для собственного удовольствия, а для людей, чтобы и они      могли восхищаться красотой Вселенной.

 

В.: Как связаны между собой А. де Сент-Экзюпери – летчик и А. де Сент-Экзюпери – писатель?

 

 

О.: Прожив довольно короткую жизнь, он сумел состояться и как героическая личность, и как крупный писатель. Всё, что происходило с А. де Сент-Экзюпери – летчиком, всё отражено в произведениях А. де Сент-Экзюпери – писателя (т.е. профессия летчика отложила свой отпечаток на литературной деятельности).

 

Учитель подводит итог по вопросам учащихся.

Таким образом, всё, что происходило в жизни А. де Сент-Экзюпери, не проходило бесследно. Профессия летчика научила А. де Сент-Экзюпери ценить то, что другие, порой, не видят: родной дом, хлеб, воду. А взаимоотношения в семье, с коллегами по работе наложили свой отпечаток на литературную деятельность. В произведениях пропагандирует вечные нравственные ценности: любовь к родине, людям, дружбу.

А сейчас все то, что мы обсудили, запишем в тетрадь в виде  схемы.

 

Учащиеся делают запись в тетради с помощью учителя.

В произведениях пропагандирует вечные нравственные ценности: любовь к родине, людям, дружбу.

 

Профессия летчика (> часть жизни в небе, далеко от дома.)

 

Ценности: родной дом, хлеб, вода, ощущение «нового мира» после полёта.

 

IV. Работа с эпиграфом.

3 минуты

 

 

 

 

 

 

 

Подвести итог обсуждения, опираясь на эпиграф.

Монологи-ческий ответ.

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф.

Теперь давайте еще раз обратимся к нашему эпиграфу: «Вот мой секрет. Он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Узнав А. де Сент-Экзюпери как человека, личность и писателя, скажите,

что он хотел выразить этими

словами?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Чтобы быть «полноценным» человеком, надо быть развитым нравственно. Только слушая сердце, люди могут добиться этого развития. Глазами не увидишь души, а ведь именно в душе скрывается все самое важное – любовь, дружба, уважение…

V. Написание синквейна.

6 минут

Способство-вать нравственному развитию учащихся.

Письменная  творческая работа.

Учитель напоминает учащимся правила написания синквейна.

Включает спокойную мелодию.

В качестве завершения урока вам предлагается написать синквейн. Напомню правила его написания: Синквейн – это стихотворение из 5 строк. 1-ая – Тема (1 слово, выраженное существительным),

2 –ая – описание (2 слова, выраженные прилагательными),

3 –я – действие (3 слова, выраженные глаголом), 4-я – собственное отношение (4 слова любых частей речи),

5-я – синоним к 4-ой строке (1 слово любой части речи).

Учащиеся сочиняют и записывают в тетрадь синквейн.

См. работы учащихся.

VI. Прочтение синквейна.

5 минут

Посмотреть, насколько результативно прошёл урок.

Выразитель-ное чтение,

 

слово учителя.

После того, как все (желающие) учащиеся прочитали свои синквейны, учитель читает свой.

Человек –

Настоящий, мудрый –

Живет, мыслит, творит.

Как удивителен его мир!

Таинство…

Учащиеся читают то, что у них получилось.

Учащиеся читают то, что у них получилось.

VII. Подведение итогов.

1 минута

 

Слово учителя.

Слово учителя.

Спасибо! А урок мы закончим словами Льва Толстого: «Великие мысли исходят из сердца»! Подумайте об этом… Спасибо за урок!

Учащиеся слушают учителя.

Учащиеся слушают учителя.