Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Портфолио писателя как один из приемов изучения биографии на уроках литературы (на примере изучения А.де Сент-Экзюпери)

Ю.М. Лотман  в статье «Биография – живое лицо» писал, что «за читательским интересом к биографии всегда стоит потребность увидеть красивую и богатую человеческую личность» [1].  Эти слова были сказаны в середине XX века.  Сейчас XXI век, человечество на пороге новых открытий в  области нанотехнологий; компьютер и современные гаджеты заменяют практически всё: семью, друзей, хобби, традиционные и эффективные способы постижения знаний.   Очередь в библиотеке, человек, сидящий с томиком любимого писателя, прочтение мемуаров – все это теперь отголоски прошлого.  Современная молодежь  «золотому фонду» предпочитает  «легкую и однозначную» литературу.  Такая причинно-следственная связь как «человек – писатель – произведение» не прослеживается, поэтому многие моменты из произведения остаются загадкой на всю жизнь.

Человек – сложная психологическая и интеллектуальная структура, которая постигает истины поэтапно, в зависимости от возрастных особенностей.  Если взять восприятие биографического материала на уроках литературы, то можно выделить следующие периоды:

  • 5 – 6 класс – период «наивного реализма».  Учащихся интересуют чаще всего отдельные яркие эпизоды биографии писателя.  Суждения о событиях жизни, чертах характера бывают категоричными, иногда односторонними, но, как правило, эмоционально окрашенными.

Отсюда строгий отбор биографического материала;

  • 7 – 8 классы – период  «нравственного самоуглубления». Подростка интересует человек как носитель определенных свойств личности, происходит постепенный переход от субъективного к объективному восприятию. Расширение круга осознаваемых моральных свойств личности человека, появление интереса к формированию характера, мотивов его поведения.

На данном этапе необходим отбор биографического материала, показывающего личностные качества автора, их эволюцию;

  • 9 классы – формирование способности критически оценивать себя и окружающих. Включение в более сложную систему отношений с миром. Формирование ценностных ориентаций и убеждений.

На уроках литературы биографический материал дополняется и расширяется за счет мемуарной литературы, воспоминаний современников, эссе, литературных портретов и пр.;

  • 9 – 11 классы – «эпоха связей, осознания причин и следствий». Появление интереса к сложному внутреннему миру человека, стремление познать творческое мировосприятие автора, сущность моральных свойств его личности. Способность оценить социальные, нравственные и эстетические стороны эволюции личности автора, ее обусловленность многообразием факторов [2].

В таком возрасте необходима целостность представленного биографического материала, показывающего личностную и творческую сущность писателя.

Классификация периодов изучения биографии писателя

Класс

(период)

Содержание периода

Цель

5-6

Краткий рассказ о писателе (основные сведения из жизни, прежде всего период детства, учения, начала литературной деятельности)

- Показать роль семьи, окружения, природы в становлении личности будущего писателя.

- Отметить значение книги, учения, самообразования в жизни изучаемого автора.

- Сформировать уважительное отношение к личности, его труду.

7-8

Слово о писателе (эмоциональный рассказ об авторе, его творческих взглядах, нравственных ценностях, многогранности личности)

- «Обеспечить» нравственное воздействие биографии писателя на школьников.

- Продемонстрировать на примере жизни писателя критическое отношение к себе и окружающим, способность делать выводы из собственных ошибок.

9

Страницы биографии (знакомство с наиболее яркими, нравственно значимыми для современных учащихся периодами жизни автора)

- Сформировать умение критически оценивать жизненные ситуации, уметь делать из них нравственные выводы.

 - Способствовать развитию интереса учащихся к эволюции личности писателя.

10-11

Жизнь, творчество, личность (целостный рассказ о личной и творческой судьбе писателя, его становлении, развитии, своеобразии)

- Сформировать впечатление о писателе, этапах его личностного и творческого роста.

- Дать оценку людям и событиям, повлиявшим на становление личности автора.

- Установить взаимосвязи писателя и его место в истории страны, ее культуры, общественной жизни.

 

Исследование биографии писателя  - это очень сложный и длительный процесс, поэтому, следуя ему, нельзя совершать непоправимых ошибок. Остановимся на некоторых из них [3].

Самая большая ошибка – это желание рассказать весь поток информации, который, порой, за неважными фактами  «прячет» истинное лицо писателя. В этом случае учащиеся тратят все силы на простое запоминание информации.

Также к методическим ошибкам относится лекция учителя, перенасыщенная цитатами. Каждая такая цитата теряет свою эффективность и уже не работает на достижение поставленных целей.

Недопустимо рассмотрение только одной стороны биографии писателя, так называемое зацикливание на одной определенной бытовой стороне.

Серьезной ошибкой является наведение «хрестоматийного глянца», когда сложную личность упрощают для доступного понимания.

Еще один недостаток в изучении биографии писателя – это рассмотрение его творчества в рамках определенной социальной принадлежности (дворяне, крестьяне идр.).

Таким образом, чтобы не отбить желание у учащихся дальнейшего изучения биографии, необходимо правильное использование педагогических приемов. Так, например, с целью оптимизации этого процесса, на уроках литературы можно использовать такую форму работы как «портфолио писателя».

Портфолио – это собрание работ определенного человека, иллюстрирующее его знания, навыки в каком-либо виде деятельности [4].  В нашем случаем, содержательной стороной портфолио писателя может быть следующая информация: биографическая справка; мировоззрение или жизненное кредо; лирический герой о себе; любимые темы, мотивы; самые известные произведения; яркие тропы и поэтические приемы.

По программе Г.С. Меркина в 7 классе в разделе «Из зарубежной литературы» предполагается изучение философской сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». На примере этого произведения можно рассмотреть один из разделов портфолио писателя  - биографическая справка.  

Исследование биографии писателя помогает понять его мысли,  увидеть особенности  его характера и судьбы. В каждом литературном произведении отображается личность его автора, проявляется его авторская позиция. Без понимания ее учащимися нельзя подвести их к объективному восприятию художественного текста.

Особенности личности писателя, единство его жизненной и творческой позиций  откроются учащимся, в том случае, если при изучении биографии будут выделены идеологические, нравственные и эстетические проблемы, которые интересны определенному возрасту.

Изучение биографической справки писателя должно вызвать у школьников интерес к нему как к человеку, его идейным взглядам, нашедшим свое отражение  в творчестве. В рамках государственного образовательного стандарта изучение биографии чаще строилось как лекция учителя. Но если на уроках по биографии будет звучать только речь учителя, то встречи учеников с писателями так и не состоится. Как превратить изложение биографии в урок-размышление? Как заставить школьников решать те задачи, которые ставила перед писателем жизнь? На эти и другие вопросы даёт ответы новый федеральный государственный образовательный стандарт – необходимо дать возможность ученикам самим говорить и спорить с ним (писателем). Данный вид работы помогает учащимся расширить содержание изучаемого материала, самостоятельно найти разрешение проблемных ситуаций.

Для того, чтобы учащиеся не только запоминали, но обдумывали факты на уроке по биографии, учитель постоянно должен их ставить перед решением какой либо задачи. Это могут быть вопросы, связанные с выяснением отношения писателя к общественным явлениям, к искусству, к природе и др.

На изучение философской сказки «Маленький принц» по программе Г.С. Меркина отводится два часа. Специфика первого урока заключается в том, что он носит вводный характер. Учащиеся как бы погружаются в эпоху писателя, сферу деятельности А. де Сент-Экзюпери, что способствует лучшему усвоению материала. Урок обозначен как «Антуан де Сент-Экзюпери – человек, личность, писатель». Учитывая личностно-деятельностную парадигму образования, все задачи и цель урока выбраны для развития личности, формирования её ценностей через различные виды деятельности. Так, целью урока – на примере судьбы французского писателя А. де Сент-Экзюпери показать становление личности и способствовать формированию нравственных качеств у современных школьников. Главный акцент на протяжении всего урока делается на  нравственную позицию А. де Сент-Экзюпери как человека, как личности и как писателя. Именно на этом строится весь урок, и это в конце урока должны усвоить учащиеся.

Основная часть урока отводится групповой работе, которая осуществляется благодаря заранее подготовленным докладам (темы: «Человек», «Личность», «Писатель»).

В докладе «Человек» дается биографическая справка от рождения и до момента становления личностью: «До 16 лет юный граф жил совершенно беззаботно – Тонио притаскивал домой животных, возился с моделями моторов, дразнил брата и изводил учительницу сестер. Антуан был проказлив и очарователен – ладный, крепкий, со светло-русой кудрявой головой и мило вздернутым носом… Детство кончилось, когда от лихорадки умер любимый брат Франсуа. Он завещал Антуану велосипед и ружье, причастился и отошел в мир иной – Сент-Экзюпери навсегда запомнил его спокойное и строгое лицо. Тонио уже семнадцать – впереди военная служба, а затем надо думать о карьере. Детство кончилось – и вместе с ним исчез прежний золотоволосый Тонио. Антуан вытянулся и подурнел: волосы распрямились, глаза округлились, брови почернели – теперь он был похож на совенка. В большой мир вышел нескладный, застенчивый, нищий, не приспособленный к самостоятельной жизни, исполненный любви и веры юнец – и мир тут же набил ему шишки».

На данном этапе важно ответить на следующие вопросы: Что маленького Тонио (Антуана) отличало от его братьев Жана и Франсуа? (Он пробовал приручать кузнечиков, выкармливал птенцов ласточки смоченным в вине хлебом и рыдал над опустевшим мышиным домиком – свобода оказалась дороже ежедневной порции крошек. Маленький граф любил все, что его окружало, и все любили его. Он пропадал в поле, отправлялся в дальние походы вместе с лесником и думал, что так будет продолжаться вечно).

 Какие качества проявляются  в   детских поступках  А. де Сент-Экзюпери? (Заботливый; с нежной, любящей душой; не даст в обиду тех, кто не может себя защитить; общительный, находит общий язык со всеми и всем, кто (что) его окружает) [5].  

В докладе «Личность» затрагивается период, когда автор обретает свое «Я», становится настоящей личностью, характеризующейся определенной жизненной позицией: «Он спал на двери, положенной на два пустых ящика, писал и ел на перевернутой бочке, читал при свете керосиновой лампы и жил в ладу с собой – для внутреннего равновесия ему были необходимы ощущение постоянной опасности и возможность совершить подвиг. Дидье Дора был мудрым человеком: он знал, что у него есть пилоты и получше Экзюпери, но никто из них не может повести за собой других людей».

Ключевые вопросы: С самого детства он пытался найти своё предназначение в жизни: занимался животными, механикой, гипнозом. Испытав всё это, в какой же области он обрёл себя? (Он почувствовал себя по-настоящему счастливым, когда познакомился с директором авиакомпании Дидье Д. Именно он взял его к себе на работу).

Авиация – это профессия, где всё строится на полном доверии. Что же вам запомнилось в отношениях коллег к  А. де Сент-Экзюпери? (Пилоты эскадрильи любили Сент-Экзюпери так же, как и все, кто с ним сталкивался. Они тряслись над ним, как нянька над ребенком, к самолету его постоянно сопровождал встревоженный эскорт. На него натягивают комбинезон, а он не отрывается от детектива, ему что-то говорят, а он, по-прежнему не выпуская из рук книжку, поднимается в самолет, захлопывает дверь кабины… И летчики молятся о том, чтобы он отложил ее хотя бы в воздухе).

В чем, по словам А. де Сент-Экзюпери, заключался труд пилота? (Труд пилота Сент-Экзюпери понимал как высокое служение, направленное на объединение людей. Для этой же цели летчик открывал  и  красоту мира Вселенной) [6].

Материал доклада «Писатель» рассматривает Антуана как человека, нашедшего свое призвание, способ самовыражения: «Каждое произведение Экзюпери – не только описание событий, но выражение его идей и идеалов».

Вопросы: Как вы думаете, написание произведений – это было хобби для А. де Сент-Экзюпери или нечто большее? (Конечно, большее, чем хобби. Его произведения  - это не дневниковые записи, а нечто поучительное. Он писал их не для собственного удовольствия, а для людей, чтобы и они      могли восхищаться красотой Вселенной).

Как связаны между собой А. де Сент-Экзюпери – летчик и А. де Сент-Экзюпери – писатель? (Прожив довольно короткую жизнь, он сумел состояться и как героическая личность, и как крупный писатель. Всё, что происходило с А. де Сент-Экзюпери – летчиком, всё отражено в произведениях А. де Сент-Экзюпери – писателя (т.е. профессия летчика отложила свой отпечаток на литературной деятельности) [7].

Таким образом, всё, что происходило в жизни А. де Сент-Экзюпери, не проходило бесследно. Профессия летчика научила А. де Сент-Экзюпери ценить то, что другие, порой, не видят: родной дом, хлеб, воду. А взаимоотношения в семье, с коллегами по работе наложили свой отпечаток на литературную деятельность. В произведениях пропагандирует вечные нравственные ценности: любовь к родине, людям, дружбу.

Итак, на примере  биографической справки по Антуану де Сент-Экзюпери показано, как можно достичь поставленных целей на данном возрастном периоде.  Единственное, это необходимость закрепления полученной информации. В нашем случае это работа с эпиграфом и написание творческой работы (синквейн).

Эпиграф: «Вот мой секрет. Он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Здесь важно подчеркнуть следующее, чтобы быть «полноценным» человеком, надо быть развитым нравственно. Только слушая сердце, люди могут добиться этого развития. Глазами не увидишь души, а ведь именно в душе скрывается все самое важное – любовь, дружба, уважение…

Написание синквейна. Синквейн  — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации [8].

Работы учащихся

Сент-Экзюпери…

Талантливый, неординарный.

Жил, писал, служил…

Полна тайн его жизнь –

Легенда.

Дружба…

Вечная, настоящая!

Спасает, помогает, утешает…

Что без тебя человечество? Ничто!

Друг…

Верный, истинный.

Придёт, выслушает, спасет,

Поможет всегда во всем –

Человек!

Человек…

Достойный, уважаемый…

Чувствует, понимает, ценит.

Отвечает за все поступки –

Личность!

 

Таким образом,  представленный фрагмент урока показал, что у учащихся возник определенный интерес к творчеству зарубежного писателя А. де Сент-Экзюпери. Для них оказались наиболее близкими такие нравственные понятия, как долг, родина, дружба. Ученики не стесняются использовать эти слова в своих творческих работах, что свидетельствует о нравственном взрослении учащихся.

Изучение биографии писателя должно вызвать у учащихся интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Биография и творческий путь писателя – ключ к сложным моментам изучения художественного произведения.

На примере жизни выдающегося человека, писателя происходит самоактуализация личности подростка, в свете открывающихся духовных ценностей возникает стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

 

  1.  Лотман Ю.М. Биография – живое лицо // «Новый мир», 1985, № 2
  2.  Реестр образовательных ресурсов России, http://www.myshared.ru/
  3.  Царева О.И. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования. Мн: Белорус.гос.ун-т, 2007.
  4.  Толковый словарь русского языка: в 4 т./под ерд. Д.Н. Ушакова. М: Русские словари, 1995.
  5. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ.высш. и сред.пед.учеб.заведений. – М.: «Академия», 2001.
  6. Все герои произведений зарубежной литературы: школьная программа. Словарь – справочник. – М.: Олимп, 2003.
  7.  Реестр образовательных ресурсов России, http://aldebaran.ru.
  8.  Толковый словарь русского языка: в 4 т./под ерд. Д.Н. Ушакова. М: Русские словари, 1995.